Кошки на дорожке

Уже третий день под впечатлением хожу. Во вторник в садике лопнула труба, они там раскопки производили, детей не брали.
Мы с Варей и играли, и занимались, и по хозяйству трудились. Так вот: приготовила я для Вари задание. На картинке нарисованы мама-кошка и мама-зайка. Кошка с рыбкой, зайка с морковкой. К каждой маме ведет своя дорожка. Три зайчонка и три котенка вырезала и разложила на столе. Задание такое: помоги малышам попасть на дорожку к своим мамам.
Мы развесили в ванной белье (Варя никогда не пропустит, чтобы не помочь), завожу я ее в детскую, а на столе уже зайки с кошками веселятся, я их заранее разложила. Говорю: "Вот, малыши на улице гуляли, бегали, прыгали (показываю как они это делали). Пора кушать, мамы их домой зовут. Тут посмотрели на большую картинку, назвали, кто нарисован, кто что есть любит. Говорю: "Давай поможем малышам найти дорожку к своей маме! Достаю клеящий карандаш, Варя берет котенка, пристраивает его сразу рядом с кошкой, я поправляю, что на дорожку надо. Мажем, приклеиваем.
И тут внезапно звонок в дверь - папа заскочил домой на несколько минут. Пока я на него отвлеклась, зашла на кухню, усадила его перекусить, вдруг думаю: "А не наелся ли там мой ребенок клея?" Ведь бросила Варьку посреди задания одну.
Захожу в комнату, а она уже последнего зайчика клеем мажет. Сама, без меня, приклеила всех на дорожки, распределила как надо, с клеящим карандашом управилась, мазала с нужной стороны (то есть, не забыла картинку перевернуть рисунком вниз). Я от такой самостоятельности была в шоке! Повесила картинку на стену вместе с Вариными рисунками и до сих пор как взгляну - так от радости и восторга дух захватывает.

Луна, ночь, звезды

Вечер, около 21.00. Варя зашла в нашу спальню в темноте, влезла на  подоконник. Я заглянула, где она есть. Сидит, смотрит на улицу, и очень  выразительно вещает:
 - Уна! Да. Да. Да-да.
 - Чь. Да. Да. Да.
 - Зёзи. От. та. Да. да. 
После этого еще некоторые междометия, а может, слова, смысла которых я не поняла, и  снова пошла луна. И снова несколько очень размеренных, утвердительных "да". И все это самой себе. Так потешно.

Художница

Забираем вместе с папой Варю из садика. На столе и на стене разложены-развешаны работы. Дети рисовали гуашью, как сосульки с крыши свисают. Я вожусь с дочей, а папа ищет ее рисунок. Находит, рассматривает, говорит что-то вроде того, что не хуже, чем у других. Я глянула на рисунок, поддакнула, что с заданием Варя справилась.  Радуюсь, что как раз накануне мы с Варей потратили минут пятнадцать на изучение сосулек и как  снег на крыше тает,  в водичку превращается и по сосульке "кап-кап".  Услышав нас, воспитательница начинает расхваливать Варю, что она у них художница и вообще просто замечательно рисует, это талант. Я про себя подумала, что если над техникой работать ежедневно в течение полутора лет, то и талант обнаружат, однако промолчала. Заметила только, что вчера дома у Вари тоже очень удачные работы получились. На это наша Тамара Георгиевна мне говорит: "А что вы думаете! Не напрасно же с ними тут специалист на занятиях то работает!" Честно говоря, не нашлась даже что и ответить.

Играем в лото

Я тут Варьку взяла на пушку, говорю, мол, сколько в  лото мама будет кричать, давай, теперь твоя очередь. То каждое слово  клещами, а тут такая деловая, берет стопкой карточки и называет.  Называет, конечно, как может. А может плохо. Большие карты делит на  двоих, выбирает, какие кому. Маленькие называет, закрывает свои и за моими успевает следить. И при этом прячет от меня карточки с картинками, чтобы я не подсматривала.
 Копирует меня в жестах и движениях. Говорит, допустим, "ка" и ждет. Раз ждет, значит  картинка у меня. Я пытаюсь подсмотреть, она их отворачивает, мне не  показывает. Тупо смотрю на свой цветочный набор. Спрашиваю: "Календула?" - угадала, протягивает календулу. Даже не предполагала, что уже и календулу помнит.  Дальше еще веселее. Гладиолус у нее  звучало как "бвоу", хорошо, что мне удалось подсмотреть перед этим. Как я угадывала, что "бува" это одуванчик, без слез не расскажешь. А она еще  свободной рукой потряхивает, типа, мама, ты что, не видишь, это у тебя 

Уже в феврале я распечатала сама два недостающих набора лото из серии "Парочки". Вот все эти шесть наборов у нас в ходу, по ним и изучаем живую природу.

К моему удивлению уже запомнила и цветы, и грибы, и ягоды, и деревья.  Кстати, дуб называет "бу", а в слове сосна ни одной буквы из сосны. Мне, правда, не нравится, что в этом наборе деревья изображены одними листочками и плодами, самого дерева-то не нарисовано. Но я ей, вроде, показывала как деревья из этого лото выглядят целиком. И на картинках, и, по возможности, в реале. 


 Еще сделала я сама лото с названиями 24 цветов. Папа надо мной хохотал, спрашивая, зачем ребенку забивать голову цветом фуксия или лиловый с  персиковым. Так вот, эту самую фуксию она выучила первой. Даже называет  "фу".

 

Кукла Мальвина пришла в гости

Сегодня получилось такое интересное занятие-экспромт. К Варе в гости пришла кукла Мальвина. Пришла она изрядно запыленная, с верхней полки. И лет этой Мальвине уже, пожалуй около 12-14, ее когда-то дед подарил Алеське, в уверенности, что такая кукла намного лучше барби, которую внучка у него выпрашивала. Так вот и допылилась она в шкафу, никем не тронутая, до следующей дедовой внучки.

Собственно, целью занятия было развитие речи, а конкретно, мне хотелось заставить Варьку глаголы в повелительном наклонении произносить.
Незадолго до этого она выполняла мои команды:
-Беги,-  и, следом, - не беги!
-Ложись,-  и, следом, - вставай!
И так далее, прыгай, иди, сядь, неси (кубик), спи и т.д.

Но это мама командовала, с пониманием речи у нас все в порядке, а вот как заставить говорить эти слова  Варвару?


Нужна была интрига, и она явилась в лице старой новой куклы.

Я так интригующе позвала дочь и сказала:
- Смотри, кто к нам пришел! Кто это?
- Кука.
- Да, кукла, ее зовут Мальвина. Смотри, какое у нее платье! Голубое! А волосы какие?
- Гоу!
- Да, тоже голубые. Она пришла с тобой играть. Скажи ей здравствуй!
- Зьда! (у Вари когда получается "зьда", а когда "дася" вместо "здравствуйте), и пожала кукле руку.

Дальше сначала все развивалось по моему плану, она отдавала команды, которые я предлагала, а кукла выполняла их. Конечно, слова трудноузнаваемы пока, односложные, но мы и попытке рады, главное, чтобы не молчала.

 

Но когда я предложила сказать кукле "хлопай", игра застопорилась, потому что Варе это дело так понравилось, что другие команды просто отпали. Папа ее учит играть в "ладушки", хлопая друг другу в обе ладони, затем правыми и левыми ладошками, чередуя каждое движение с обычным хлопком. Варя пыталась обучить Мальвину этим необычным "ладушкам". Потом снимала-надевала туфли. Почему-то туфли у нее "куфь", хотя слог "ту" произносит легко, например, если спросишь, как паровоз гудит. Я не стала спорить,  мелкая моторика нам позарез нужна, наоборот поучила как их правильно снять-надеть, еще и командовать при этом заставила.

А вот дальше пошел экспромт и самое интересное. Мне вдруг взбрелов голову, что Варя будет кукле слова по картинкам называть. Достала я картинки с игрушками. Варя же истолковала мою идею по-своему. К каждой картинке она притаскивала свою такую же и объясняла (или показывала) Мальвине как с этой игрушкой играть. Начали с пирамидки и кубиков, прикатила из коридора кукольную коляску с Ванечкой, потом вместо маленькой машинки пригнала здоровую, сначала куклу в ней катала, потом сама перед ней уселась. Достала мишку, двух зайцев, кошку, показала у них все запчасти, покатала мяч. Вот только шарик панически боится почему-то. Назвала его на картинке: "Ша!", я спрашиваю, мол, у тебя есть шарик? Она так неопределенно в сторону шкафа рукой махнула, забилась в угол за диван, головой машет:
- Не! Не!
- Ну не хочешь, не приноси, - говорю.
Последним рассматривали дом. Затребовала из шкафа большой дом, который с ключами и с звонками, собрала все игрушки и еще с полчаса, уже без меня, играла со всем этим богатством.