Открываем календарь

Нам подарили магнитные карточки - календарь на холодильник. Я решила, что начну вести для Вари, будем постепенно учить дни недели, месяцы, отмечать погодные явления. Пока вешала, объясняла, какой сегодня год, месяц, число. Всё пока в пустоту, но я напомнила себе свой основной девиз: "Капля долбит камень не силой, а частым падением". Если не забуду менять картинки, то запомнит и поймёт за пару лет. Зато её ну очень заинтересовала картинка, изображающая лето. Это мы уже проходили. И что на улице сегодня тепло и светит солнышко, Варя тоже восприняла с пониманием.

Вулкан

Нам знакомые отдали старые карточки. Дети у них выросли, а я от таких вещей не отказываюсь. Там, среди различных явлений природы, нарисован вулкан. Варя перебирает картинки, разглядывает. Называет: гагуга(радуга), оако (облако), додик (дождь), вадапа (водопад), горы, река и так далее. И среди всего этого лежит вулкан. Я, конечно, называю. Смотрит на меня ребенок удивленно. Начинаю махать руками, на пальцах рассказывать, что бывают горы, из которых идёт дым, огонь и пр. Вижу, что не понимает. Горы она сто раз видела, а вот, чтобы из горы огонь... Тут уж мать что-то завирается. Достаю детскую энциклопедию, ищу картинку с вулканом. Разглядывает с интересом. И тут меня осеняет. Рядом сидит Алёшка за компом. Прошу его тут же найти нам в интернете видео с извержением вулкана. 
Он открывает целую пачку видео. Первое оказывается плохого качества, не очень понятное, зато второе!
Варя смотрит, как завороженная. Глаза светятся от восторга, кричит: "Вукан! Вукан!" И бросает на нас укоризненные взгляды, мол, как вы, родственнички, могли такое от неё скрывать?! Сколько раз просмотрели на "бис", не помню.
 
Теперь, при просмотре тех карточек, вулкан не только опознаётся, но еще и высоко котируется, вызывая бурю эмоций.

Три года. Что умеем

Физическое развитие. Мелкая, на голову ниже сверстников. Неуклюжая. Но довольно крепкая и цепкая. По лестнице поднимается и опускается без помощи рук. Проходит самостоятельно довольно большие расстояния, причем идет туда, куда мне надо. Прыгает тяжело, как слоник и не на месте, а вперёд. Спрыгивает с небольших возвышений. Мяч ловит, если ей пять раз напомнишь, чтобы руки держала. Естественно, если целишься в руки. На кольцах качается, кружится, делает "уголок" ногами. Бегает (неуклюже, но именно бег, не быстрый шаг). На любые шведские стенки и на любую высоту влезает вверх и сама спускается. Причем может спускаться на руках, не используя ноги.

Ознакомление с окружающим.

Знает свою семью по именам и по степени родства (брат, дед, сестра). Знает свою фамилию, название города, где живёт, адрес. Знает времена года, основные явления природы, время суток(утро. вечер, день, ночь). Знает уйму животных, растений, птиц, насекомых и пр. Если пишут, что ребенок к трём годам знает 1200-1500 слов и понимает их, то к Варе это на 100% относится. Знает, понимает, классифицирует. Посуда, мебель, транспорт и т.д.

Речь.

Понимает много, однако задержка речи явная. Да, у нас идут простые предложения. Она даже пытается слова по падежам согласовывать, что не всегда получается. Сильно коверкает слова. Причем, если настаивать, может сказать слово довольно внятно. Звуки в слогах и изолированно произносит, а в словах может заменять их совершенно неожиданно и необъяснимо. Мы её часто вне контекста не понимаем. 

Математические представления.

Знает формы, причем может сказать, что шарик круглый, дыня овальная, коробка квадратная. Считает до 7. Произносит цифры и показывает на пальцах. Предметы в пределах 5 считает, дальше с моей помощью. Больше-меньше, широкий-узкий, длинный-короткий различает легко. Ряды по возрастанию и убыванию строит. Пирамиды, вкладыши, матрешку собирает.

Собирает пазлы, складывает картинки, рамки-вкладыши и пр.

Знает 25 цветов.

Начинает ориентироваться в пространстве (запомнила дорогу к школе, в садик, к магазину).

Начала осознанно рисовать. Деревья, трава, цветы, ягоды, горы, река, дом, солнце. Себя изображает головоногом. 


Самообслуживание.

Ест, пьёт сама. Аккуратно. Нагрудник не надеваем, испачкано обычно только вокруг рта. Раздевается и одевается с моей помощью. Где-то по моим инструкциям, где-то поддержу-поправлю-подам. Плавки, штаны, майку, шапку может надеть сама. Застежки кроме липучек не поддаются пока приручению. Замки расстегивает - застегивает, а вставлять не может. На горшок ходит сама. Умывается, чистит зубы, вытирается.

Знает все буквы, складывает слоги. В глобальном чтении у нас 250 слов примерно. 

Стихи

Когда моя старшая в год и девять пересказывала стишки прозой - меня это бесило. Когда сыночки в два года шпарили простенькие стишки партиями без остановок, я считала, что так и должно быть, ничего особенного. Варе три года и до полноценных стихов нам, конечно, далеко. Я была на седьмом небе от счастья, когда она своими словами, сокращая и пропуская слова, вдруг в походе раз 10 подряд, каждый раз по-новому прочитала "Гуси, гуси га-га-га..." и далее по тексту до слова конфет. 
Однако, совершив этот подвиг, больше этот шедевр она не прочла ни разу. Как мы её не упрашивали и не уговаривали, в ответ слышали только "нэ" и "не коцу".
Я понимаю, чтобы ей захотелось читать стишки самой, а не заканчивать строчки за мамой, нужно придумать что-нибудь во-первых простецкое, во-вторых прикольное, в-третьих динамичное и ритмичное. Желательно свеженькое, не заезженное.
Вспомнила, как старшие обожали этот стишок:
Мишка, мишка,
Где штанишки?
П-терял, п-терял(вместо буквы "п" нужно надуть щёки и стукнуть по ним кулаками, чтобы звук "п-у" выскочил сам собой).
У девчонок на орешки
Пр - менял, пр- менял (вместо "пр" играем на губе).
Там есть продолжение, но я решила ограничиться этим. Долго убеждала Варьку начать самой. Слово мишка она легко произносит, когда оно ей по жизни нужно. Здесь же только за мной вторит. Я первое слово, она второе. Наконец стала сама говорить "Миша, миша". И ждет, когда я скажу следующую строчку, чтобы перейти к кульминации. Подсказывать бесполезно, потому что в ответ на подсказывание "где штанишки", бьёт себя по надутым щекам, договаривая "тия", в смысле потерял и ухохатывается. Про девчонок и орешки даже приставать не стала, пошли по накатанному пути. Я начинаю, она заканчивает, играет на губе по всем правилам.
 
После дня рождения рассеялся страх перед шариками. Даже спокойно перенесла надувание. Я решила закрепить успех. Говорю: "Один, два, три, шарик, лети!" И отпускаю его. Он взмывает к потолку и там подпрыгивает, затем падает. Варька кричит: "Ещё!" Тут я хитрю. Говорю: "Неси шарик, еще надую". Она сначала колеблется, потом подкрадывается к шарику, брезгливо берет его двумя пальчиками и несёт мне. Победа! Больше года никакие мои уговоры и забавы не могли её сподвигнуть взять в руки спущенный шарик. Надувала его несчетное количество раз, каждый раз повторяя "Один, два, три, шарик, лети", - а она его приносила (всё так же двумя пальчиками, но с каждым разом всё смелее).  И вот Варя начала, не дождавшись, пока я надую шарик в очередной раз, орать "Оди, два, тгри, шагик, ити!" 
Вот оно! Первое стихотворение, заученное и прочитанное без подсказок.
 

Вся жизнь - театр

У нас с Варей новое увлечение. Играем в театр. На день рождения мы подарили ей огромную магнитную белую доску. Я вырезаю из старых книжек картинки, наклеиваю на картон, снизу подклеиваю магнитную пленку, и мы инсценируем сказки. Начали с "Курочки рябы". Варя, после моего показа, на бис, не меньше пяти раз повторила всю сказку сама, с небольшими моими комментариями. Больше всего мне понравилось, что она с героями начала общаться. Я уже отошла, слышу, как она за деда говорит бабе: "Дай гуку, дём!" (Дай руку, идём), и его картонную руку в бабкину вкладывает, то есть не шаблонные слова из сказки, а уже какой-то свой сюжет пошёл. Кроме этого я на доске рисую декорации маркерами. Стол, стулья, на столе чашку, тарелку. Варя начинает разыгрывать чаепитие деда с бабой, пальчиками "берёт" со стола чашку, подносит её к бабе, поит. 

На следующий день вырезала лису, зайца и петуха из "Заюшкиной избушки". Это у нас бестселлер, её любимая сказка.  Дома я рисовала лисе синим - ледяной дворец, а зайцу черным - избушку. Рисовала сугробы, снег и зиму. Потом как солнце припекло и как снег растаял, травка, цветы, ягоды росли. Стерла лисью избушку, пока зайка в лес ходил, заняла лиса заячью. Так как у меня не было всех героев, которые лису гнали - я обошлась плющевым мишкой и перчаточной коровой - это у нас был бык. Зато петушок с косой выгнал лису и стал жить в доме. За день мне пришлось эту сказку рисовать и рассказывать раз десять, Варя помогала изо всех сил, сама героев передвигала, травку, солнце и лес рисовала. Я на работу вышла, а садик временно закрыт был. Возвращаюсь, мне Алешка рассказывает, он в Вариной комнате возился со своим компьютером, а она с утра, первым делом, схватила зайца, лису, и давай вокруг них дома рисовать, при этом всё комментирует... 

Ещё "Три поросенка" инсценировали. Там больше всего увлекла печка, как волк в трубу лез, в костёр упал, обжёгся и в лес убежал. Рисует ёлки, говорит слово "лес", чтобы ни у кого сомнений не было. Я с работы задержалась, сестре пришлось ей эту сказку показывать. Алеся начала петь песенку, и забыла слова. Варя требовала: "Ещё пой!" 

Сегодня порылась в книжках, что бы еще изрезать. Всё жалко. Инсценировала без доски, мелкими игрушками "Красную шапочку". Варя еще с полчаса играла героями. Красную шапочку уложила в бабушкину кровать, а бабушке сказала: "Иди в лес!" Нужно поискать в интернете картинки, сделать еще несколько сказок. И речь развивают, и рисование идёт просто на удивление. Пусть фломастерами на доске, но ведь ставит перед собой цель и рисует задуманное.