Ватрушка

Вчера забираю Варю из садика. Дети сидят за столами, кушают. У них какое-то нововведение - усиленный полдник. После сна дают суп (каждый день что-то разное), и, как обычно на полдник, какую-нибудь плюшку-печенюшку с чаем. Дети едят суп, воспитатель раздает ватрушки. Я прошу нам выдать на вынос (не хочу ждать, пока моя будет ковыряться, она сдобу плохо ест). Мне отдают. Варя, увидев, что её буквально обделили, протягивает руку воспитателю и говорит: "И мне!". Причем громко и четко. Воспитатель объясняет, что отдала маме. Варя больше не просит, однако, как только её соседка уходит из-за стола, не съев свою ватрушку, а только надкусив, приподнимается со стула, и, не трогая ватрушки, прямо ртом откусивает сверху кусочек. Садится. Не заметили. Я молчу. Она снова встает, и уже прицельно выкусывает из соседской булочки творог, опять же не беря её в руки.
После этого, удовлетворенная выходит из-за стола с полным ртом и идет умываться.
Дома тоже съела только серединку из своей плюшки.

Я водяной

Варя без конца ходит в ванную, открывает кран и умывается или зубы чистит. Я понимаю, что ей похлюпаться хочется. Но она всегда находит причину - чуть пальчик испачкает, или лицо - тут же бежит мыться. Всё вроде законно. 

А сегодня я чуть не упала. Слышу, снова вода бежит. Захожу, а она сидит на краю ванны попой, ноги на стульчике, бочком к раковине. Навела тепленькую водичку, задрала футболку и моет себе живот ладошкой. 

Отправила её из ванной, закрыла кран. Обиделась, ушла. Захожу в комнату - уже голая. Сняла всё с себя, объясняет мне, что мокрое, достает сухую одежду. Вот такая самостоятельная дама. 

Подружки

Варя утром заходит в сад, не раздеваясь заглядывает в группу, ищет глазами подруг, девочек, с которыми постоянно играет и по-деловому, как настоящая, машет им рукой, говоря "привет", они отвечают тем же, выскакивают из группы с криками "Варя пришла",  с нетерпением ждут, когда она разденется. Дня три назад подрались из-за неё, прямо у меня на глазах спорили чья Варя, каждая говорила: "моя".
Дорого бы я дала, чтобы понаблюдать незаметно за их играми. Насколько на равных они общаются. Опекают или им действительно с ней интересно.

Кто что пьёт

Читаем предложения из двух слов. Все простые. Сначала действующее лицо - кто-нибудь из семьи, а потом глагол. Например: "Алеся варит", "Папа любит". Спрашиваю, кого папа любит, ожидаю, что скажет Варю, но нет, говорит "маму".

И вот сложилось словосочетание "деда пьёт". Я уточняю, что деда пьёт? И получаю ответ: "Вотьку!" А у самой глаза хитрющие и хихикает. Посмеялись вместе с ней, заканчиваем уже, заходит старшая сестра к нам, просит Варю показать, как она читает. После пары предложений я опять выкладываю "деда пьёт". Она читает, переспрашиваю, что деда пьёт, а она, видимо, забыла, что говорила про водку, опять строит глазки и уточняет: "вино!" Я слово "деда" меняю на "Паша". Переспрашиваем: "А Паша что пьёт?" Варя уже в голос смеётся и говорит:

-Вотьку пёт, вино пёт!

Мы хохочем, зовём Пашу. Он заглядывает в комнату, повторяем Варе вопрос:

- Что Паша пьёт?

- Ваду, капот!

Вот ведь понимает, как-то, что Паша недоволен будет, если она на него наговаривать станет. И подстраивается к ситуации. 

А вообще-то ситуация вселяет надежду, на сохранное чувство юмора в будущем.

Я Варюша!

Пытаюсь Варю заставить строить фразы подлиннее. Сидит, ест, я на ходу рифмую и прошу повторить:

- За стол Варя села и всю кашу съела, - а в ответ получаю: 

- Я Ваюша!

\ Подарили Варе в гостях мишу с Машей резинового, она не придала значения, а когда уходили домой, ей сказали, что это подарок, и игрушку можно забрать, она обрадовалась, всю дорогу его обнимала, возбужденно так объясняла: "мой миша".\

 Логопед делает ей массаж зубной щеткой. Она отбирает щетку и носовой платок:

- Дай, я сама!

С другим бы ребенком не обратила внимания, а тут аж дыхание у меня спёрло. Ведь этого "я сама", "моё" жду - не дождусь. Такая вот у нас жизненная веха.  Дождалась я вычленения себя из окружающего мира...

 

Чтобы было понятно, почему я считаю это достижением, приведу цитату из педагогической книжки.

"Кризис трех лет - это период в жизни малыша, когда он любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, которые его окружают. Причем, если ребенку не удастся убедить в этом, в первую очередь, самого себя, в будущей жизни ему будет чрезвычайно трудно."