Боевая и настырная

У нас занятие музыкой закончилось на 15 минут раньше и, чтобы не подниматься на третий этаж, мы решили поиграть с детьми в холле, рядом со столовой, в ожидании обеда. Там расположена игровая зона и лабиринт с горкой, шариками и всеми прочими удовольствиями. Лабиринт был занят. В нем кишмя кишили ребятишки, которые ходят на дневной стационар. Дети на год старше нас, всем уже по 4 года. Варя играть в холле не стала, ринулась в эту кучу.

Меня сразило наповал её поведение. Она пробивала себе дорогу среди толкающихся мальчишек, не обращала внимания на толчки и препятствия. Шла напролом к поставленной цели - к горке. Если кто-то сдвигал кубик, по которому она карабкалась на второй этаж - она пыхтя и возмущаясь подтаскивала его на старое место. А на горке толкала мальчишек, если они медлили, по её мнению. А один раз отодвинула мальчика, который на голову выше её, уселась и съехала первой. Я была удивлена таким наглым поведением своего ребенка. И сожалела, что дети попались культурные и ни один не проучил маленькую нахалку. 

Не вмешалась, не знала как правильно объяснить Варе, что  так себя вести нельзя. Обязательно нужно будет подумать над этим вопросом.

Творчество

Мы с Варей в реабилитационном центре в Барнауле. Занятия по развитию творческих способностей у нас ведет Елена Анатольевна Попельных. Очень творческий человек, на её занятиях не заскучаешь. Расскажу о вчерашней и сегодняшней работах. Сделать несложно, а получается очень-очень здорово!

Сделаем кукле Маше подружек

Пришла к детям в гости тряпичная кукла Маша. Поиграла с ними, сделала вместе с детками пальчиковую гимнастику и загрустила. Пожаловалась, что не с кем ей играть, нет у неё подружек. Предложила Елена Анатольевна сделать для куколки подружек. Шаблон куклы, вырезанный из белого картона был готов заранее. 

Сначала мы нарисовали кукле лицо фломастером. Я сначала Варе не помогала, но потом подправляла глазки и рот. Можно сразу было взять руку ребенка в свою и вместе нарисовать глазки, ротик, щечки. Потом мы делали волосы. Для этого скатывали из заранее нарезанной на квадраты желтой  папиросной бумаги (можно взять салфетки желтые) шарики. У Вари плохо получалось, я ей помогала и одновременно учила сминать бумагу. Потом намазали клеящим карандашом место для волос и Варя сама брала эти мятые шарики и приклеивала. Потом нам дали бантик - перекрученную посредине бумагу - и мы его приклеили кукле на голову. Следующим этапом катали из пластилина колбаски - клеили бусы и браслеты кукле на шею, руки и ноги. Украсили их пайетками. И наконец-то нам дали гуашь, и платье куклы Варя разрисовала красными горохами. Потом помыли кисточку и сделали башмаки. 

И вот красавица-кукла идет гулять. Ей срочно нужно имя. Варя называет куклу Таня.

 

Птичка

А сегодня мы делали замечательную птичку. По доброй традиции к деткам пришла птичка (мягкая игрушка), поиграла с детьми. И мы начали делать стаю птиц. 

Шаблон из цветного картона был вырезан заранее. На этот раз мы начали с пластилина. Скатали шарик указательным пальчиком под стишок:

Колобок катается,

Деткам улыбается.

Деткам улыбается,

В глазик превращается!

Прилепили его в центр головы. Раскатали колбаску для клювика. Затем украсили крылышки колбасками, которые тоже скатали. И на колбаски приклеили пайетки. Снова мяли квадратики из папиросной бумаги. Это птичьи перышки. Мы их приклеили на крылья, хвост и голову. Еще нам раздали полоски для хвоста, которые, когда птица летит, красиво развеваются. В заключение гуашью, методом примакивания раскрасили саму птицу.

А после занятия под чудесную песенку о птичке водили хоровод. Дети угощали птичку конфеткой, а потом сами эту конфетку ели. Ням-ням. 

 

Огород

Два дня были на огороде у дедушки и бабушки. Варя ест щавель. С удовольствием, один за другим жует листочки, а черенок отбрасывает. Я спрашиваю: 

- Ты что такое ешь?

- Иточек (листочек). 

- Это щавель. Скажи: ща-вель!

- Ща... ий.

 

Дали ей детскую лопатку и ведерко. Озабоченно бегала по огороду, в одном месте наберет в ведерко земли, в другом высыплет. Слова лились как река. Перебирает землю - земья, трогает березку - безёза, травка - тьава, рассматривает корову - кавова. Петух кричит ку...ка...ку! И так все это старательно, радостно. Что значат свежие впечатления! 

Огород наш на склоне, под косогором - ручей. Там дед строит запруду. Мы рассматривали с Варей кусты, я показывала крыжовник, малину, смородину. Ягоды по картинкам она знает, вот и объясняла я, что сейчас на кустах только листочки показались, а потом будут ягодки, летом. И постепенно вышли к концу огорода, ручей сверху как на ладони. А там дед в воде, папа, баба, сестра вокруг суетятся. Варя как закричит: "Река!", - все рассмеялись. Вот скрыли от ребенка наличие реки на огороде. Спустились вниз. Варя с восторгом, полная впечатлений: "Река! Река!". Она намеревалась нырнуть в реку к деду. Еле отговорили, что купаться нельзя, вода холодная. 

У соседей участок пахал трактор. Ходили смотреть как землю трактором пашут. Тракторист закончил, выехал на улицу, оставил трактор тарахтеть и побежал замерять поле. Вот тут то мы и насладились зрелищем этой тарахтящей и подрагивающей ржавой громадины. Ребенок светился от счастья. Подбежал мужик, глянул на Варьку, говорит, мол, что отсюда смотришь, полезай внутрь. Она вся аж запрыгала и головой закивала. Но мамка в кабину не пустила. Мало ли чего она там подергает...

Вечером сняли с ребенка клеща. Не успел присосаться, только зацепился еще клещами за висок. Раньше никогда на огороде их не было, распространяются каждый год все дальше...

ПМПК

Переоформляем Варе инвалидность. Психиатр, чтобы у нас не было проблем на МСЭ, попросил пройти ПМПК. Мы и прошли. 6 мая еще. 

Перед комиссией предупредила Варю, что пойдем к тетям, которые очень хотят с ней поиграть. Спросила её, хочет ли она поиграть с тетями, дочь благосклонно согласилась.

В помещении ПМПК оказалось довольно мило. Столик, стульчики, игрушки. Я подумала, что если придется долго ждать - есть чем занять ребенка. Однако долго ждать не пришлось.

В комиссии сидело 6 человек. Не представлялись кто есть кто, но я так поняла, что с Варей разговаривала психолог. Она писклявым голоском, как с годовалой, если не шестимесячной, начала сюсюкать с Варей, показывать мышку, спрашивать где у нее носик, глазки. А где у Вари носик. Я все это наблюдала краем глаза, потому что в это время тетки прессовали меня по поводу того, что я не хочу облагодетельствовать своего ребенка и не веду её в коррекционный сад и буквально лишаю ребенка, нуждающегося в срочной помощи дефектолога и логопеда, последней надежды на развитие. Пытаюсь втолковать этим дамам, что меня устраивает обычный детский сад, что там социализация, а с логопедом-дефектологом мы занимаемся платно. Разговор разветвляется. Одни просят сообщить ФИО нашего дефектолога. В такой не очень корректной форме, типа кто это там с вами занимается. На мой отказ начинают меня убеждать, что если у вас успехи, то вашему же дефектологу лучше будет. Ну не знаю. Не уверена, что она хотела, чтобы я её рекламировала таким способом... Другие же начинают рассуждать, что от обычных детей Варя может научиться плохому. Вообще чушь. Плохому научиться всегда и везде можно. 

Расспрашивают во что Варя любит играть. Перечисляю наши игры, их не устраивает. Во что больше всего и сама. Ну тогда книги. А читать просит? А понимает что-нибудь? А долго может слушать? Да бесконечно! 

В это время психолог дает Варе разложить вкладыши. Первую кладет сама, вторую ее рукой, продолжая сюсюкать. Я в такой манере никогда с ребенком не разговариваю, поэтому чувствую себя неуютно. Варя оставшиеся формы раскладывает, начинает ромб примерять другой стороной, я жду, когда повернет, однако добрая тетенька делает это за неё. Дальше пирамидка. Варя уверенно берет самое большое колечко. Психолог удивленно-радостно: "Да, да, правильно, это колечко, берет ее рукой и помогает надеть. И далее примерно в том же ключе. Я терпеливо молчу. Пирамидку она собирала еще в полтора года. Побольше-поменьше никогда не путает. Но ведь мне нужна справка от них о грубой задержке развития. 

И мне её выписывают. Дают в руки. Снова начинают разговор о коррекционной группе. Я возражаю. Варю, чтобы она нам не мешала, психолог уводит поиграть в соседнюю комнату. Меня спрашивают, вы что, не согласны, что у вашего ребенка есть задержка развития? Нет, не спорю. Задержка есть, её видно. И задержка речи, и отставание в моторике... Сходимся на том, что через год они нас ждут, чтобы обсудить дальнейший образовательный путь Варвары. Тут психолог заходит с Варей и так радостно рассказывает, что они делали зарядку, и ребенок все понимает. Я рассмеялась и начала: "Руки вверх! Руки в стороны! Руки за спину! Присядь, руки на колени, вставай."  Все это Варька выполнила под охи и ахи. Лезет на стул. Дело в том, что она никак не может успокоиться, что ей не дали собрать пирамидку. Опять не дают. Я пододвигаю к ней вкладыши и прошу показать круг, ромб, квадрат, треугольник. Когда она безошибочно показала еще и пятиугольник тетки заахали. Потом так же быстро раскладывает все по местам я спрашиваю цвет. Называет. Конечно, произносит невнятно, но понять можно, говорит названия цветов правильно. Там и было-то 3 цвета. Красный, синий и желтый. Опять же, кроме речи, все знала еще год назад. После этого улыбаясь прощаюсь и ухожу. За спиной бурные обсуждения... 

Две зарисовки из вчера

Ездили с Варей в кожно-венерологический диспансер. В реабелитационный центр нужна справка от дерматолога. Я как умная, узнала как принимает, сказали до двух, пройдете без очереди, если вам только справка. Приперлись к 12.00, мне сообщают, что у врача обед. До часу. Но мне же сказали, что до двух принимает! Да, но должен же у человека быть обед. 

Куда деваться. Развернулись и пошли гулять. Целый час бродили, по магазинам немного прогулялись. Время подходит, тронулись в сторону больницы. Варя, видимо, подустала, или ей это бессмысленное брожение надоело, хотя я пыталась из прогулки экскурсию устроить. Начинает вырывать руку, не хочет идти. Я уговариваю, и движемся вперед. Видимо, со стороны наш спор идти иль не идти, был заметен, проходивший мимо мужчина начал жалеть Варю, сказал:

- Ты что, не можешь с ребенком договориться? Иди ко мне маленькая, - и Варя бросает мою руку и идет к нему.

Он, видимо, сам растерявшись, присаживается перед ней на корточки, берет за руку.

- Ой! Какая у тебя ручка маленькая! Дай поцелую! - И целует её пальчики как в старинных романах мужчины дамам. Варя, довольная, протягивает другую руку. Он целует другую. Она снова первую, он опять целует, я понимаю, что пора прекратить это безобразие, решительно беру ребенка за руку, говорю, что все, хватит, пошли. 

Варя не сопротивляется, отходим, она, вытягивает свободную руку перед собой и несколько раз чмокает губами воздух. Довольная, как таракан.

Тут же следом, перешли дорогу - киоск с мороженым. Человека три у окошечка, покупают. Варя решительно так подходит и встает точно напротив окошечка по стойке смирно. Смотрит вверх. Я спрашиваю

- Хочешь мороженое?

- Да! 

- А у тебя деньги есть?

- Да!

- Где у тебя деньги, покажи! - Хватается за мою сумку, чтобы показать, где у меня кошелек. Очередь покатилась со смеху. Достала десятку, дала ей в руки. Она протягивает - не достает. Приподнимаю. Подает продавцу десятку и громко кричит:

- На! 

Пришлось сесть на скамеечку, накормить ребенка мороженым. А ведь мы с прошлого лета ни разу при ней мороженого не покупали и к киоскам таким не подходили...