Мысли вслух

Мысли вслух, или то, что читается между строк в ученых книжках.

Мысли вслух, или то, что читается между строк

Изучаю проблемы подготовки к школе детей с умственной отсталостью.

 

Складывается такая картина. Основные трудности у ребенка возникают не из-за самой умственной отсталости,  а, скорее из-за того, что биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т.е. с самого младенческого возраста, усваивать необходимые навыки. То есть, если у обычного малыша постоянная потребность в новых впечатлениях перерастает в стремление узнавать и деятельно познавать окружающий мир, то у наших, если эту потребность (а она есть!) не поддерживать, не стимулировать постоянно, не развивается этой самой познавательной инициативы, которая как пружинка потом раскручивается до самой школы.

 

Тут не подходят наши обычные, стандартные методы воспитания. Если малыша не тормошить бесконечно, то он сам не разовьётся. Вот почему так эффективны методики раннего развития: они заваливают малыша новыми впечатлениями: сенсорными, зрительными, двигательными. 

 

После года нужно очень серьезно сосредоточиться на воспитании самостоятельности. Ребёнок слаб и моторно неловок. Он долго не может научиться сидеть, стоять, ходить. Его руки непрочно удерживают предметы: ложку, игрушку, чашку. Очень быстро родители приходят в отчаяние от беспомощности ребёнка и… начинают его полностью или, во всяком случае, чрезмерно обслуживать. Мало кто выдерживает нудного, почти не приносящего результатов ежедневного терпеливого обучения его самостоятельно пользоваться вещами. Это ведёт к тому, что задерживается предметная деятельность.

 

Чрезмерная опёка и мышечная слабость мешают развитию движений, приобретению опыта употребления предметов, ознакомлению с физическими свойствами вещей. Отсутствие у ребёнка сильной потребности в новых впечатлениях, с одной стороны, и необоснованно быстрая потеря родителями надежд на возможность развития у него самостоятельности – с другой, приводят к задержке развития, которая обусловлена уже не умственной отсталостью, а просчетами в воспитании.

 

Замедленный темп развития речи и её несовершенство затрудняют и сильно ограничивают общение умственно отсталого ребёнка с окружающими. Отсюда проблемы взаимодействия с детским коллективом.

 

Детский коллектив является центральным фактором в развитии высших психических функций. Умственно отсталый ребёнок с самого начала своего общения с нормальными сверстниками (во дворе, в детском саду) как бы «выпадает» из детского коллектива. Он не занимает в этом коллективе адекватной позиции. Нормальные сверстники с ним не играют вовсе либо предлагают ему самые невыгодные роли. Часто они вообще игнорируют его.

 

Важной жизненной школой ребёнка является школа коллективной ролевой игры. Ребёнок усваивает в процессе игры смысл общественных взаимоотношений взрослых, постигает права и обязанности по отношению к коллективу. В совместной игре зарождается произвольное поведение, без которого в будущем просто не обойтись. В эту школу умственно отсталого ребенка ни по какому «блату» или за деньги не определишь. А без неё – не сформируешь как нужно психические процессы. И никакие платные спецы не помогут. Отсюда вывод – нужно учить играть. Чтобы принимали.  Не спрашивайте как, еще сама думаю.

 

Это из академика Выготского (1896-1934), вместо вывода:

 

«Главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затруднённая обучаемость ребёнка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические (ядерные) признаки умственной отсталости. Из-за этого ребёнок выпадает из детского коллектива, минует два крупных этапа психического развития (овладение предметными действиями и ролевой игрой). Вторично у него происходит недоразвитие всех высших психических функций (мышления, памяти, характера и т.д.)».