Глобальное чтение
- Подробности
- Категория: Формирование Навыков
- Опубликовано 01.07.2013 21:33
- Автор: turist
- Просмотров: 14520
Как мы занимаемся с Варей глобальным чтением.
Возможности ребенка не ограничены, если самой искусственно их не ограничивать...
Татьяна Зобова, мама девочки с синдромом Дауна
Как мы занимаемся глобальным чтением
У моей Вари уже достаточно богатый словарный запас. Однако речь никак не появится, а то, что есть, речью не назовешь, это звуки, слоги, жесты. Учить читать обычным способом, то есть буквенно-слоговое чтение нам не подходит. Читать вообще не горит. Нам нет даже 2 с половиной лет. Но современные методические наработки в голос говорят, что когда у ребенка проблемы с речью, то обучение чтению может дать толчок в нужном направлении.
На этом английском сайте изложена программа «Чтение и речь», предназначенная для обучения детей с синдромом Дауна.
http://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/
Там же выложены карточки и прочие материалы. Я уже писала, что узнала об этой методике из книги П.Л. Жияновой "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна." В этой книге первые шаги переведены, скачать можно здесь. Проблема в том, что русский и английский язык сильно отличаются, и те слова, которые по-английски звучат элементарно, по русски оказываются зачастую очень сложными.
Карточки
Итак, как мы занимаемся глобальным чтением. На самом деле все похоже на фокус. Что-то невероятное. Мы печатаем два раза в неделю по 4 карточки. На листе А4. На одном листе картинки, на другом слова. Я их обычно вечером склеиваю. На картон приклеила с двух сторон, потом вырезала, и скотчем с двух сторон, потому что иначе краски потекут. Первая карточка была мама, папа, Варя и зайка (из них 3 слова она уже знала как пишутся). Потом Алеся, баба, деда и мяч.
Занятия
Утром, собираю Варю в сад, пока заплетаю, подсуну, чтобы руки у ребенка были заняты. Сначала раскладываю картинками вверх, смотрим. Спрашиваю, где что нарисовано. Где мяч? Где мишка? Где зайка? Варя показывает нужные картинки. Потом слова почитаем. Нашли, например зайку, я карточку переворачиваю и говорю: "Читай!". Конечно, Варя читать не умеет, по слогам, медленно, показывая своим пальцем буквы, прочитываю слово сама. Теперь раскладываю уже картинками вниз, прошу найти зайку, мишку, мяч. Она ищет, я медленно проговариваю слово, чтобы все звуки слышались. Если откроет не ту, сама видит, что ошиблась, я называю карточку, проговариваю слово, прочитываю опять медленно тыча в буквы. "Это не зайка, это мишка! Ми-ш-ка!" и снова кладу на то же место буквами вверх. Продолжаем искать зайку. Еще до начала этих занятий мы с ней играли в такую игру на внимание. Я переворачивала 4 какие-нибудь карточки (из обычных лото), предварительно с ней все рассмотрев и назвав. Она должна была угадать кто где лежит. Ее это действо всегда очень забавляло. Думаю, что угадывание слов с перевернутыми картинками показалось ей продолжением той увлекательной игры, поэтому она так активно включилась. Так как я положение карточек не меняю, вскоре все четыре правильно определяются. Пока заканчиваем.
После сада приходит - я словами вверх кладу, прошу угадать где какая лежит. Ошибается, но редко. Если ошиблась - я медленно читаю слово по слогам, показываю Варе каждую букву. Когда все найдет, перемешиваю и повторяем.
Лото
Сайт английский я пока не полностью поняла, потому не все как у них, наверное, делаю. Что не сделала, а сейчас жалею - таблички, где отмечать как идет процесс обучения... Вот такие
Примечание. Варя знает отлично буквы, и когда ей говоришь прочитай, она пытается назвать изолированно именно буквы. Думаю, что это ей помогает при запоминании и при последующем поиске.
Эксперимент
(хочу разобраться как Варя слова запоминает)
Сделала 4 новые карточки. Нога, рука, ухо, коса. Нарочно короткие. Варя не видела картинок, не знала о чем речь на карточках, я ей выложила сразу словами вверх и медленно внятно читала, просила дать мне. Она все эти 4 слова нашла правильно. Она как-то по звукам ориентируется.
Положила рядом козу и косу (в куче с еще 4 карточками). Тоже не спутала, все правильно подала. Никак не пойму как она "читает". Стол и стул тоже безошибочно находит.