Раз словечко, два словечко…(часть 2)

Статья Лены Курносовой, мамы Кирюшки

о том, как  мы с сыном применяем в игре специальные методики для развития речи

Я большой поклонник методик раннего развития. Убеждена,  что если взять ранний старт, то можно максимально приблизить особого ребенка к норме, и в дальнейшем он станет более восприимчив к знаниям. Все мы прекрасно понимаем, что  самой сложной задачей для ребенка с синдромом Дауна - является развитие речи. Поэтому, в нашей семье она стала первоочередной. На пути к этой цели мы стараемся задействовать все педагогические приемы, которые могут помочь. Год назад я написала статью о том, в какие игры мы играли с сыном в возрасте от 1года 10 месяцев до 2,5 лет для того, чтобы вызвать речь. Прошел год. Мы не стоим на месте. За этот период накопилась новые наработки, мысли и наблюдения. И мне хочется ими тоже поделиться. Однако прежде, чем начать рассказывать о методиках, разрешите обратить ваше внимание на некоторые приемы, которые важно учитывать в работе с малышами:

 

1.Занятия  строим по принципу «вдох-выдох». Те задания, которые  требуют повышенного внимания и напряжения ума, должны чередоваться с физическими упражнениями и играми. Это обязательно для того, чтобы ребёнок мог расслабиться и (не удивляйтесь) проанализировать и осмыслить происходящее.

 2. Когда все хорошо получается очень важно маме не переусердствовать, суметь вовремя остановиться и закончить игру «на пике» интереса. В 2-3 года любое занятие не более 5-7 минут. Тогда на следующий день ребенок будет с нетерпением ждать новой игры.

3.Используем максимально все каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный). Кстати, тактильный канал (через прикосновения) у малышей является одним из важнейших. Если не выполнил ребенок задание, присядем напротив, и, глядя в глаза, повторим задание. Если и это не помогло, то берем его за ручку и делаем вместе то, о чем попросили.

4. Учитываем, что все дети разные. То, что нравится одному, может совсем не подходить другому. Поэтому, если что-то не получается, не будем огорчаться. Всегда можно найти альтернативу, следуя за интересами своего малыша.

5.Не скупимся на похвалу! Хваля малыша за успех, не бойтесь легонько погладить по голове или пожать руку. Тем самым мы способствуем  у ребенка развитию уверенности в себе и поддерживаем включённость в учебный процесс.

 

Итак, теперь о методиках. Речь пойдет о глобальном чтении и обучению чтению по методике Н.Зайцева. Сразу оговорюсь, что наши занятия перекликаются со статьями про глобальное чтение Марины Чаплыгиной и Марии Черниковой. Их опыт для меня стал основой.  А теперь я взяла на себя смелость предложить свои варианты игр и, надеюсь, они тоже будут полезны. 

 

Глобальное чтение

Для нас глобальное чтение складывалось из следующих этапов:

 

 Первый этап. В 6 месяцев я начала показывать Кирюше книжки-листалки из комплекта «Букварь с пеленок» серии «Умница» Домана-Маниченко.  Почему именно это издание? Во-первых, как и все мы, начиталась Домана и Лупан. Встать на путь методики Глена Домана в «чистом виде» мне все-таки не захотелось, слишком жесткие рамки, мне же хочется  больше простора для творчества. Методика Домана уже не оставляет времени на что-то другое и требует полной самоотдачи. А еще меня вдохновили идеи с сайтов Марины Чаплыгиной и Марии Черниковой. И я тоже решила создать моему ребенку в раннем возрасте атмосферу максимально и разносторонне стимулирующую развитие головного мозга. Во-вторых, я уверена, что для развития речи в раннем возрасте просто  не обойтись без потешек. «Букварь с пеленок» это игра и одновременно занятие глобальным чтением. Я показывала книжку-листалку, громко и выразительно  проговаривала слова потешки, а потом мы в нее играли.

 

Немного позже, месяцев с 7-8 добавились карточки, которые прилагаются к каждой книжке. Мы по ним ходили, пропрыгивали, выкладывали. В общем, все, как рекомендует автор издания. До года «Букварь» мы прошли на три раза. Кстати, он и потом долго был у нас в почете. Кирюша, начав говорить первые слова и звукоподражания, с удовольствием договаривал их, глядя  на печатное слово в книжке-листалке.

Вторым этапом для нас стали суперкарточки. Я их печатала сама, как рекомендуется на сайте «Наше солнышко». С той лишь разницей, что Варя вначале выучила буквы, а мы с буквами познакомились позже. Суперкарточки я стала показывать после года. Делала их с учетом того, чтобы ребенка  можно было в реальной жизни знакомить с тем, что изображено на картинке. Примерно по 8-10 карточек из каждой темы показывала неделю. Запоминал он быстро, но я не торопилась, давая время усвоить.

 Темы:

-самая первая - игрушки (фотографировала любимые игрушки Кирилла с простыми короткими названиями – мяч, зайка, Миша, Утя, потом пошли более сложные слова)

-домашние животные и птицы (кошка, собака, курица, петух, утка, гусь, конь)

-основные цвета - в качестве первых прилагательных (красный, желтый, зеленый, синий)

-еда (молоко, каша, сок, творог, печенье, хлеб, суп)

фрукты и овощи (яблоко, банан, морковь, лук). Эти два пункта всегда были на кухне, мы не только «читали», но и нюхали, пробовали на вкус.

Еще в этот период я использовала такие приемы:

 - у нас на стене тоже висели подписанные фотографии членов семьи формата А4  с 6 месяцев

-мебель (я развешивала в доме таблички с крупными надписями - стул, стол, шкаф, кресло, диван, дверь и окно)

и окно)

-вещи Кирюши (шапка, носочки, рукавицы, кофта, сапожки, комбинезон, шарф). Когда собирались на прогулку у нас был ритуал-игра. Я прятала, и мы доставали карточки с названиями из вещей и раскладывали. Здесь все строится на эмоциональном и сюрпризном моментах. Кирюше долго нравилась такая игра.

-первые простые глаголы ( ползает, ходит, стоит, стучит, спит, ест, играет, читает). Я фотографировала Кирюшу в действии. Детям такой материал всегда интересен, как не посмотреть на себя любимогоJ.

В 1год 3месяца наши старания дали первые результаты. Многие наши детки, занимающиеся глобалкой, не умея говорить, начинают «читать», а точнее правильно показывать нужную карточку. Для меня это было подобно чуду! Первое коротенькое видео работы с суперкарточками в  1год 3мес можно посмотреть по ссылке https://vk.com/video?z=video284490269_171199313%2Fpl_cat_updates

Третий этап. В полтора года «Умница» вновь выручила нас. Случайно в интернете мне попалось развивающее видео этой компании из 5 частей под названием «Друг Читалка». Каждая часть разбита на темы. В каждой теме 7-10 слов, с красочными рисунками, фото, видео. А главное, что меня привлекло, там каждое слово многократно в виде незатейливого куплета певица поет в нужной тональности, и комментируют дети с четкой дикцией. Посмотреть можно, пройдя по этой ссылке   https://vk.com/im?sel=355749295

Это было первое знакомство Кирюши с компьютером, утром мы смотрели одну тему видео, например «Транспорт», показ  идет примерно 5 минут(!), на это обращаю особое внимание. А во второй половине дня я показывала суперкарточки с теми же словами по теме. Карточки готовила заранее. Одну тему смотрели примерно дней 5. Те темы, которые были моему ребенку не интересны, я пропускала («Спорт», «Насекомые»  и «Морские жители»). Мы к ним вернулись позже, с пониманием и удовольствием. Еще хочу сказать, что «Друг Читалка» построен так, что первые три части представлены словами, а в четвертой – пятой, с использованием тех же слов строятся словосочетания. Таким образом, готовится переход к следующему этапу – словосочетаний и простых предложений. К  двум годам «Друг Читалка» был завершен. Здесь можно посмотреть видео занятия в 1 год 7 месяцев https://vk.com/video?z=video284490269_171256222%2Fpl_cat_updates

Вскоре, после того, как Кириллу исполнилось два года, произошел незабываемый случай. Два раза в неделю мы посещаем развивашки с ровесниками - обычными детьми. На одном из занятий педагог показывала карточки «Мебель» (такой дидактический материал везде используется: картинка, а ниже подпись крупными буквами). Дети отвечали, большинство уже говорили простые слова: «Стол», «Стул». Кирюша  не вполне успевал за скоростью, да и таких слов в активе у нас в помине еще не было. Потом педагог показала две карточки «пуф» и «комод». Тишина. Педагог повторила более медленно: «Пуф?». В этот момент она стояла рядом с Кириллом. И тут случилось то, чего я никак не ожидала…  Кирюша перевел взгляд с одной карточки на другую, протянул руку и показал на «Пуф». Педагог продолжила, уже обращаясь именно к нему: «А где комод?» Результат повторился. Педагог похвалила Кирюшу и заключила с улыбкой: «Теперь мы знаем, у кого дома есть такая мебель». Я не то кивнула, не то мотнула головой  и  отвернулась, слова застряли в горле от нахлынувших эмоций. Ни пуфа, ни комода у нас не было. Эти слова, как и предметы, которые они обозначают, мой ребенок видел и слышал впервые. Вывод напрашивался сам - Кирюша  догадался по надписям внизу!

Позже мы охотно демонстрировали свое умение, «читая» незнакомые карточки  нашим друзьям. Но этот день мне запомнился на всю жизнь!

Четвертый этап. Нужно идти дальше, приступать к чтению словосочетаний. Но у сына  интерес к карточкам пропал. Я многократно просматривала видео Вари, читающей книжку в 3,5 года и видео Сони Черниковой, где она в 2 года 4 месяца составляет словосочетания, да еще и проговаривает! Как и все мы, восхищаюсь и стремлюсь с Кирюшей приблизиться к результатам этих замечательных девочек. Но не все получается так, как мы хотим. Все дети разные. Нужно искать подход к своему. Я стала  просто давать информацию, делала книжки-листалки с глобальным чтением и показывала, не требуя от Кирилла отчета знаний. Темы брала разные - стихи Барто, явления природы, домашние, лесные, африканские животные, дети, их занятия, режимные моменты.

 

Пятый этап. Но мне все-таки хотелось от Кирюши активного участия. Я долго думала, как же вызвать в нем интерес? Мы отводим большую роль сюжетной игре, именно в ней ребенок раскрывается. Кирюше очень нравятся такие игры с любимыми игрушками-зверушками. Как-то неожиданно возникла идея - включить в сюжетную игру  наши суперкарточки ( их накопилось более 500 штук по разным тематикам). В почете у Кирюши долго был «Магазин». Продавали мы все, что можноJ: одежду, мебель, посуду, игрушки и даже геометрические фигуры и цвета. Вначале я раскладывала карточки картинкой вверх по 4 штуки. У нас штук 10 резиновых зверушек для сюжетных игр. Они приходили по очереди, просили продавца Кирилла продать нужную вещь или продукт, благодарили и уходили с покупкой.  Затем я стала выкладывать карточки словом вверх тоже по четыре штуки. Если продавец Кирилл ошибался, то я за игрушку говорила: «Нет, извините, но это не куртка, а кофта. А я попросила куртку. Мне нужна куртка. Дайте, пожалуйста, куртку». Встречались иногда такие привереды-покупателиJ. Тем самым способствуя, чтобы Кирилл не только сам исправил свою ошибку, но и закрепил слово. Постепенно усложняли, брали по 6, затем по 8 карточек. В подобные игры мы играли и с глаголами, и с прилагательными. Например, так, зайка веселый, поставь его на слово «веселый». Или так, медведь живет в зеленом домике. Ребенок расставляет игрушки по запрашиваемым карточкам.

 

 

Были у нас в период от 2,5 до 3-х интересные и забавные эпизоды, связанные с глобалкой. Однажды мы играли с карточками с глаголами. Я разложила 8 карточек, достала игрушки. Но в тот день игра почему-то не задалось. Кирюша баловался, отвлекался. В таких ситуациях я сворачиваю занятие на первой логической запятой. Предоставив ребенку свободу,  я стала заниматься своими делами на кухне, краем глаза все же приглядывая  за его деятельностью. Какое-то время спустя, он прошел в ванную-комнату и вернулся назад. Я заглянула и увидела, в самой ванне лежит карточка со словом «моется»J. Значит,  материал усвоен.  Двигаемся дальше.

Шестой этап. В 3 года мы купили «Книжную разминку» ч.1, серии «Умница». Каждый день читаем одну книжку – вертушку. Останавливаться подробно не буду. К комплекту прилагается небольшая методическая справка. Все четко и по существу. Делаем так, как в ней написано. Даются примеры простых предложений. Например: «Мальчик любит маму» или «Надеваю синие шорты». Сейчас предложения читаю я, а сын показывает пальчиком за мной на нужные слова. Я стремлюсь, чтобы он говорил сам те слова, которые может. На мой взгляд, прекрасная подборка для выхода речи на этап предложений. 

 

Седьмой этап. Недавно мне в «Лабиринте» случайно попался альбом Олеси Жуковой «Малыш учится говорить». http://www.labirint.ru/books/498769/ Кажется, подобных книг и альбомов перечитано на три жизни вперед. Но все- же выписала и не пожалела. Идея заинтересовала меня, но сына  альбом оставил равнодушным. Картинки мелкие и невыразительны. Зато методика вызывания и  отработки звуков и фраз в альбоме шикарна. Жаль не воспользоваться таким богатством.  Я сделала презентации на каждый звук, приправив яркими фотографиями из интернета, а  фразы представив любимой глобалкой.

 

Вначале Кирилл читал и проговаривал только звуки, потом стал читать вслух звукоподражания и некоторые слова. Хотя иногда хитрит, стараясь облегчить себе задачу. Например, написано  слово «кошка», читает «мяу»J.  Хотела отрабатывать в день по одному звуку,  но,  как правило, ребенку нравятся презентации, требует еще.

Восьмой этап. Глобальное чтение и музыка. Здесь можно посмотреть простое мультипликационное объяснение воздействия игры на музыкальном инструменте на мозг человека

https://www.youtube.com/watch?v=BzDR8g7fA_M&nohtm..

С 2,5 лет Кирилл посещает коррекционно-музыкальный центр. Он занимается у двух специалистов – логопеда и музыкального педагога. Используются разные методики, в их числе - Софт Моцарт, Новиковой-Иванцовой и Карла Орфа. Дома мы закрепляем пройденное в центре и разнообразим  своими презентациями с глобальным чтением. Мы пропеваем звуки, слова и фразы на мотивы мелодий по Новиковой- Иванцовой. Вначале наше «творчество» вызвало удивление у педагогов, но сейчас меня слушают с интересом, я могу поделиться мыслями, получить полезный совет.  Есть кое-какие наработки и много идей, которые мы мечтаем вместе осуществить. Но об этом говорить пока рано. Всему свое время.

 

 

Методика обучения чтению по Н. Зайцеву

С двух лет мы начали осваивать методику Зайцева. Когда я в первый раз приблизилась к этой теме, показалось все так сложно, что ни за что, ну ни за что мне не осилить. Какие-то непонятные кубики, неимоверные таблицы, странные попевки… На самом деле это первое и весьма ошибочное впечатление. Если вы начнете заниматься со своим ребенком, то не сомневаюсь, что так же, как и я, оцените эту методику. Самое трудное – с чего начать? Давайте по порядку.

Шаг первый. Берем в руки методическое пособие к «Кубикам Зайцева» и читаем в нем подробный перечень заданий и игр. Выбираем из этого огромного списка  несколько, те, в которые  можем поиграть со своим ребенком. Можно придумывать свои варианты игр и занятий, это приветствуется. Вообще, меня покорила эта методика тем, что( цитирую педагога с  форума «зайчистов»): «Н. Зайцев  предлагает вместо пассивного выполнения чужих инструкций поиск, максимальное использование игр, текстов, карт, словарей».  Вот где простор для полета вашей  фантазии!

 Шаг второй.  Как работать с таблицей? Вешаете ее на стену, так как рекомендуется в пособии. Заранее приготовьте двухметровую указку.  Дальше  включаете диск с попевками, слушаете и следите с указкой в руке, старясь подпевать. Потренируйтесь заранее, прежде, чем начинать занятия с ребенком. Какое-то время спустя вы обнаружите, что эта таблица отпечаталась в вашей памяти, хоть ночью разбуди, споёте ее с любого местаJ. Петь можно по горизонтали, по вертикали. Я делаю так: чтобы не перегружать ребенка, поем в два этапа. Верхнюю часть таблицы (склады со звонкими согласными) пропеваем с Кирюшей утром, нижнюю (глухие склады) поём во второй половине дня. Сейчас поём по вертикали, например ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л и т.д. Я взяла мотив гаммы, без музыкального сопровождения, не торопясь, чтобы ребёнок успевал со мной пропеть, что может. Петь он начал недавно, ближе к трем годам. Вначале пела я одна, водя вместе с ним указкой по столбцам «рука в руке». Пропев столбец, проговариваем с указкой в нем какое-нибудь слово (в методике это называется «пишем»). Я беру слова, которые Кирюша может произнести. Например, в столбце ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВЫ-В-ВЪ «пишем» Вова. За одно занятие пишем 2-3 слова из разных столбцов. Помним, что урок не должен быть более 5 минут. 

 

(Работа с таблицей на занятиях в семейном клубе «Оранжевое солнце», ноябрь 2015г.)

 Цитирую того же педагога с форума: «Эта работа максимально стимулирует умственную деятельность ученика. Нам этого со стороны не видно, но мозг малыша старательно анализирует таблицу, ищет аналогии (вдох).»

Шаг третий. Дальше цитирую: «Теперь выдох. Предложим ребятам кубики. В буквальном смысле отдадим им объект на самостоятельное изучение. Не торопимся скорее организовывать с ними какую-либо работу. Дадим изучить, назвенеться вдоволь. Кто-то из малышей, возможно, захочет построить башню, поощряются любые действия и манипуляции, кроме беспорядочных и агрессивных (раскидывание, швыряние и т. д.)»

Шаг четвертый. Ребенок отдохнул. Просим принести любой кубик и пропеваем его вместе, одновременно поворачивая в руках, начиная с У (например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б). У «зайчистов»это упражнение называется «пирожок»(вертим кубик в руке, как горячий пирожокJ).

Шаг пятый. Дальше я ставлю коротенькое тематическое занятие. Сейчас у нас осенняя тематика (погода, одежда, овощи, фрукты, как готовятся птицы и животные к зиме).

 

 

Наша домашняя выставка J. Творческие задания делали, конечно, вместе,  по  тетради для занятий Е.Ульевой «Времена года»

http://www.labirint.ru/books/414628/)

Вот такие мини-темы и берем.  Расскажу подробнее. Например, тема «Осенняя одежда и обувь». Зову Кирюшу подойти и вместе посмотреть в окно. Задаю вопросы. Большей частью приходится отвечать самой. Но надеюсь, что когда-нибудь таким или подобным будет настоящий диалог.

-Кто там на улице?

-Там дяди и тёти.

-Как ты думаешь, тепло им или холодно?

-Им холодно.

-Что надели дяди и тёти?

- Дяди  и тёти надели теплые куртки и шапки.

 - А на ногах у них что?

 -Да, на ногах у них сапоги и ботинки.

Дальше зову в прихожую, рассматриваем, трогаем и показываем  куртки - папину, мамину, Кирюшину и ботинки. Можно попутно сравнить, самая большая куртка папина, у мамы поменьше, у Кирюши самая маленькая. Но не слишком затягивать, чтобы не надоело.

Возвращаемся в комнату. А теперь давай напишем с тобой слова «куртка» и «ботинки». Слова стараюсь брать те, которые пытается говорить, чтобы проработать их по складам.  Пишем кубиками слова и находим в книжке куртку и ботинки. Книжки с картинками должны быть приготовлены заранее, любые, подходящие по тематике. Чем больше примеров, тем лучше (не за одно занятие, конечно).

 

 

Обязательно искренне хвалю, даже если не все получилось, за старание! В завершение у нас  традиция, спрашиваю: « Кто у нас сегодня молодец? Как зовут этого мальчика?» Сын хлопает себя по груди или говорит: «Кир!» Я: «Давай, напишем?» Пишем кубиками «Кирилл» и вместе по складам проговариваем.

Шаг шестой. Вот и время отдохнуть  и расслабиться. Я предлагаю построить паровозик из тех кубиков, из которых складывали слова и покатать зверушек или сделать ворота и покидать в них мячики. Обе игры ребенок любит и ждет.

 

 

Это пример одного занятия, вариантов множество. Занимаясь по методике, пришла к выводу, что самыми удачными обычно бывают те занятия, которые рождаются спонтанно  и идут вперемешку с другими методиками.

 

Прошу строго не судить, если увидите какие-нибудь неточности, мы с Кирюшей только в начале пути.

Вот здесь можно подробнее почитать о методике http://ministrana.ru/metodiki-rannego-razvitija/metodika-nikolaja-zajceva/

А вот ссылка на форум Н.Зайцева, в соотв. теме можно найти ответы на любые ваши вопросы и узнать у опытных педагогов о судьбе «Техники чтения»  http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?board=23.0 

 Хочу обратить внимание, что специальные методики, какими бы замечательными они ни были,  являются лишь дополнением. Главным на всех этапах развития всегда будет  наше ежедневное живое общение с ребенком. Поэтому позвольте вам напомнить основные приемы общения с малышом, которые использую, и которые, надеюсь, помогут развить нашу речь. Рекомендации взяты с курса «Учусь говорить» (ведущая курса к.п.н. Ася Валасина и автор сайта «Родная тропинка»).

Напоминалка: что мы делаем каждый день

1.Комментируем наши  действия  - в соответствии с этапом развития речи малыша, побуждаем к повторению: а) звукоподражаний (если малыш только начал говорить), б) слогов ( если переходит к словам), в) слов - если уже говорит словами. В случае трудностей садимся на уровень "глаза в глаза" и четко медленно произносим и прохлапываем с ребенком слово по слогам.

2.Важно чтобы ребенок видел артикуляцию, шевелил губами, пробовал (если малыш переходит к словам из 2-3 слогов и что-то не может выговорить). Одно слово повторяем до 10-15 раз в разном контексте, чтобы ребенок его запомнил и начал им пользоваться. По максимуму включаем активность ребенка (топать, хлопать, искать аналогичные вокруг себя и т.д.) В школе раннего развития, которую Кирилл начал посещать с сентября, есть такой прием. Дети с педагогом в начале каждого урока прохлопывают, затем громко протопывают, затем тихо простукивают указательными пальчиками слово «здравствуйте» и также в конце урока «до свидания». А дома мы за столом после еды стали прохлопывать «спасибо».

3.Если ребенок начал говорить фразами, даем образцы фраз.

4.Выбираем стишки и песенки (в соответствии с этапом развития речи ребенка) - и повторяем их постоянно, как ритуал. Они должны стать "родными" для малыша и узнаваемыми. Если он их хорошо знает, то побуждаем к договариванию слов или слогов в тексте (для этого потребуется не 1 и не 5 повторений, а 30-50 повторений и более одного стишка). Если малыш еще не может договорить слова, то пусть договаривает слог зи...? (ма), Ва....? (ня) и т.д

5.Здороваемся с частями тела после пробуждения или в ходе веселой зарядки (в соответствии с уровнем развития речи ребенка и его интересами). По ходу чтения сказки или показа театра описываем сказочных героев (глазки, хвостик, ушки).

6.Как можно больше строим элементарных диалогов с ребенком (даже если пока он отвечает только взглядом или кивком головы - это тоже уже диалог, это хорошо). Спрашиваем - это кошка или собака? ты будешь воду или сок? папа спит или кушает? машина большая или маленькая?  пойдем на качели или на лесенку и т. д. Важно делать паузы для ответа малыша. Если он молчит, то отвечаем за него. Но ему показываем, что мы надеемся, что скоро он будет сам отвечать (эту роль выполняет наша пауза и вопросительная интонация). Т.е. говорим так, будто ждем ответа, побуждаем к диалогу.

7.Озвучиваем жесты  и действия ребенка. Например, если малыш показывает жестом, то озвучиваем его действия: "Дай машину" или "Мама, дай машину". Если он показывает на птичку и говорит "А!" мы озвучиваем: "Птичка клюет зернышки клю-клю, клю-клю. Вот как клюет клю-клю".

8.Говорим медленно, с паузами. Озвучиваем то, что привлекло внимание малыша и чем он занят сейчас, идем от ребенка и его интересов.

 

В заключение, хочу пожелать родителям мудрости, терпения и творческих успехов в воспитании ваших малышей. Когда начинаешь делать, не все получается так складно, как написано. Порой кажется, что все напрасно, топчемся на одном месте, когда же результат?! Момент накопления у наших деток, действительно, растянут во времени, и ничто разом не приходит само собой. Но в один прекрасный день малыш вдруг начинает выдавать накопленные знания. И тогда понимаешь, что ничто не проходит бесследно. В моей жизни опыт воспитания особого ребенка – нашего сына, стал для меня самым важным и ценным.

 

 

С глубоким уважением ко всем родителям автор статьи Курносова Елена октябрь, 2016г.