Конструирование

Зачем и как научить ребенка не ломать, а строить.


Конструирование – одно из любимых занятий наших малышей. Этот вид деятельности доставляет не только удовольствие для ребенка, но и способствует его всестороннему развитию. Конструируя, малыш учится различать внешние качества предмета: цвет, форму, величину, формирует познавательные и практические действия. Тут и моторика, и умственное развитие, и сюжетная игра. Конструирование — это созидание.

 

 

 

 

 

Начинаем с кубиков

 

Для годовалого малыша кубики — это первый конструктор. И первая постройка — башня, проста и сложна одновременно. Кубики нужно поставить один на другой так, чтобы они не упали. А потом с грохотом развалить это сооружение. И часто разваливать намного увлекательнее, чем строить.

Кубики можно, и, наверное, нужно иметь разные. И пластмассовые, и мягкие. Но самые лучшие все-таки деревянные, нелакированные, чтобы тактильно ощущать поверхность дерева, да и в постройке они устойчивее.

 

Как научить малыша строить башню из кубиков?

 

 

Сначала башни строит мама, а малыш разваливает. С нашими этот период может сильно затянуться. Рушить проще, а эффект потрясающий. Обязательно нужно дать ребенку возможность пошвырять кубики. Я для этого придумывала специальные занятия, когда мы швыряли кубики и шарики в таз, скидывали со столика. Но к конструированию это никак не относится. Как же увлечь строительством? Возьмите для начала  пять-шесть кубиков. А для первой башни понадобятся всего три кубика. Ставите первый, предлагаете поставить второй ребенку. Показывайте ребенку, как и куда нужно ставить каждый кубик, повторяя при этом: «Поставь кубик сюда». Возьмите ручку ребенка и помогите ему поставить один кубик на другой. Завершаете постройку, сами предлагайте сломать и снова построить. Я Варю уговаривала постепенно строить повыше, убеждая, что чем больше башня, тем больше грохота при развале. До сих пор, если какую-то постройку, которую мы с ней старательно возводим, назвать башней — она ее тут же порушит . Уж такую мама ассоциацию создала. Раз «башня», значит «ба-бах!». К году Варя без особого труда возводила постройки из 5-6 кубиков, слегка кривоватые и мгновенно падающие.

 

 

 

Однако, кроме башни существует еще множество увлекательных игр с кубиками. Например, если те же три кубика поставить в ряд, то можно сообщить, что это дорожка и предложить водить по ней игрушку. Или поезд. Тогда на каждый кубик ставим пассажира (мелкие игрушки) и толкаем кубики вперед — поезд поехал.

Для начального конструирования нужно иметь 5-10 кубиков и столько же кирпичиков. У нас большой конструктор, которым играли старшие дети. Я отложила в небольшой чемоданчик кирпичики и кубики, чтобы было удобнее пользоваться.

 

В методической литературе почему-то везде пишут, что начинать нужно с дорожек и заборчиков. Однако, сколько я ни пыталась Варе показать как сложить дорожку, в годик она этого понять не могла. Зато очень быстро уловила, что если на кирпичик поставить сверху кубик, то получится машинка, которую можно катать по ковру, и при этом гудеть губами вместо мотора «бруу».

 

Мы, когда учим ребенка строить, думаем о его умении правильно кубики поставить, образец наш повторить. А ребенку важна игра. Поэтому, когда начинаешь учить играть с кубиками, нужно именно придумывать сюжеты для обыгрывания построек.

 

 

К полутора годам Варя строила стул и стол для мелких игрушек. Обязательно их рассаживала, кормила. Я постепенно добавляла диван, телевизор, чтобы игра имела сюжет, чтобы ребенок видел цель строительства.


Все эти постройки из двух деталей. Два кирпичика, или кубик и кирпичик.


 

Главное, чтобы строить хотелось еще и еще, нужен увлекательный сюжет. Я использовала мелкую посудку (можно крышки от бутылок), мелких зверушек из киндер-сюрпризов. Мы их и кормили, и хороводы с ними водили, и спать укладывали, и телевизор им включали.

 

Пробовали играть на полу, но постройка часто рушилась ногами, поэтому перебрались на столик, где и возимся до сих пор.

 

 

 

Как-то вдруг ребенок начал строить дорожки, увидел в них смысл. По дорожкам ходили гулять игрушки. Дорожки пошли потому, что в это же время я выделила Варе старые видеокассеты, из них сначала сама строила дорожку — учила ходить по ней. Варя, глядя на мое строительство начала вдруг мне помогать. И перенесла прием на свои мелкие кирпичики, хотя до этого я неоднократно показывала, как строить дорожки, а она не видела в них смысла.

 

Дорожки можно делать, располагая кирпичики по-разному:

             

 

Заборчик мы строили для козы, которую волк хотел съесть. Нужно было спасать козу, вот и объясняла я, как это делается. А волк ходил вокруг и облизывался, потому что не мог перепрыгнуть через забор.

 

К двум годам постройки постепенно усложняются. Строим мостик или ворота — на два кубика кладем кирпичик. Используем трехгранную призму — строим домик с крышей. Или будку для собачки. А если еще и кирпичик впреди положить - то дом получается с окном или с дверью. Кому как больше нравится.


 

С двух до трех лет увеличивается количество кубиков для постройки, строим кроватку, гараж для машинки, теремок. Я, объясняя Варе, всегда строю образец. Чтобы она видела постройку и могла ее повторить.


 

Однако, мне очень хочется, чтобы она начала строить не по образцу, а по собственному замыслу, создавая постройки самостоятельно, такие, которые ей нужны в данный момент для игры.

 

 

Возможности «Лего»

 

«Лего» отлично тренирует моторику. Начинать с ним работать тоже можно рано, есть специально для годовалых малышей конструктор «Лего» с крупными деталями и с погремушками. Я покупала такой для Вари, но там было маловато деталей и кроме башни нам ничего не удавалось построить.

А вот когда она чуть-чуть подросла, где-то к полутора годам, мы как раз учили основные цвета и я вытащила из набора 4 детальки чистых основных цветов и начала учить строить из них башню, скреплять их вместе и разбирать.

К двум годам я показала, что и из этого конструктора можно построить все то, что мы обычно делаем из кубиков. Однако в отличие от кубиков постройки из лего не разваливаются во время игры. Диваны, столы и пр. можно перемещать, они при этом не рассыпаются.

Сейчас учу возводить стены, скрепляя детали между собой. В нашем конструкторе есть возможность строить машины, поезд, садить деревья. Есть и фигурка человечка для игр.

В продаже много разных тематических конструкторов по принципу "Лего", они мне нравятся тем, что там есть человечки и животные для обыгрывания. Однако, если нет возможности сращивания с другими конструкторами, то это сужает фантазию, зацикливаешься как-то на одном сюжете. Может быть, я ошибаюсь.