Сложение с переходом через десяток

Как и планировала, я начала в сентябре готовить Варю к переходу через десяток. 

Что нужно знать, чтобы идти дальше

  1. Состав числа для первого десятка. Это Варя освоила. С нумиконом давно, а устно весной и всё лето отрабатывали.
  2. Нужно знать числовой ряд от 10 до 20 и уметь сравнивать, какое число больше, а какое меньше.
  3. Это не так важно, но Варя при помощи нумикона складывала и вычитала числа после десятка, накладывая десятку сверху и называя получившееся число.

В начале сентября мы начали строить числовой ряд при помощи нумикона и без него до ста.

 

Шаг первый. Почти две недели раскладывали, называли и сравнивали числа после 10. Варя просто выкладывала числовой ряд и мы играли, рассадив кукол и давая им задания, или же задавали вопросы друг другу по очереди, давая жетоны за правильный ответ. Числовой ряд из нумикона с разложенными под ним числами был перед глазами.

Примерные вопросы:

  • Назови соседей числа 13 (и т.д.).
  • Угадай, какое число я спрятала.
  • Что больше 13 или 18 (все возможные варианты).
  • Прямой и  обратный счет по ступенькам нумикона и не глядя на него. 
  • Назови четные числа от 12 до 16.
  • Назови все нечетные числа от 10 до 20.
  • Найди число больше 18 и меньше 20.
  • Я задумала число пятнадцать. Какое число следующее? Предыдущее?

Числовой ряд лучше выкладывать весь, начиная с единицы. Мы так и делали вначале, но на полу, на стол не входит.

Шаг второй. После этого я распечатала примеры на прибавление числа к 10. Типа 10+5=, 8 +10=. Нумикон лежал в коробке, я показывала примеры, Варя складывала. С нумиконом отвечала легко, так как мы насмотрелись на эти числа вдоволь. На следующий день я предложила эти же примеры без нумикона. Почему-то в первый момент задание Варе показалось сложным. Она придумывала невероятные ответы. Пришлось снова достать коробку с нумиконом, объяснять. Сразу же, пока свежо в памяти, снова перебрали все примеры. Поняла. 

Шаг третий. Я взяла из коробки с нумиконом девять и два. Приложила два к девяти и стала объяснять, что девятка очень хочет стать десяткой. И когда к ней прибавляется другое число, она отбирает у него один. Ведь девятке, чтобы превратиться в 10 нужен один.  Закрыла ладошкой (лучше, наверное, тонкой линейкой, но я действовала просто рукой), вернее поставила ладонь на ребро, отделяя 10 от 1. Спросила Варю, что получилось? К девяти прибавили два, получили 11. Проверка. На получившееся число прикладываем десять и один из нумикона. Да, действительно 11. Теперь прибавляем три. 9 хочет превратиться в 10. Она и у 3 отберет 1.  Прикладываю свою ладонь, отделяя десяток. Сколько получилось? Двенадцать. Давай проверим. Кладем сверху 10, что еще? Два. Действительно 12. И так все числа по-порядку.

 

Наконец 9+9=. Варя, говорю, смотри, встретились две девятки и каждая хочет превратиться в десять? Что они будут делать?

- Они подерутся, - сказала Варя.

- Конечно, они подерутся, - согласилась я, - но одна обязательно победит и заберет себе 1. А другая превратится...

Закрыла ладошкой 10, и Варя увидела, как 9 превратилась в восемь. 

- Восемнадцать. 

Проверили, действительно получилось 18. 

Шаг четвертый. На следующий день мы шли по улице и я спросила Варю, помнит ли она, как мы к 9 прибавляли 2. Варя ответила, что помнит и с моими подсказками просто шагая домой мы решили несколько примеров. Каждый пример проговаривали по такой схеме:

Девять хочет стать десяткой, она заберет один. Из двух один забрала девятка, значит остался еще 1, получится 11. Можно еще говорить 10+1=11, но видимо, я с ней долго на этом сидела, проговаривать эту часть необходимости не было. Дома дорешали оставшиеся примеры, потом показали как научились семье, и похвастались и закрепили, и Варя осознала важность умения, раз уж все так интересуются, хвалят и гордятся, значит в этом что-то есть.

Шаг пятый. На следующий день я взяла из нумикона число восемь и спросила, сколько нужно 8, чтобы стать 10? Варя достала два. Взяли 3, приложили к восьмёрке, отчертили ладонью границу между 10 и оставшейся частью. Одиннадцать. Проверили, приложив сверху 10 и 1. Действительно, 11. Дальше всё то же самое, Варя к последним заскучала, а я взяла две 8 и стала читать считалку, стуча пластинками нумикона:

Барба-барба-барбарис

Две восьмёрки подрались!

Настроение сразу изменилось и мы весело досчитали, что после драки всё равно одна из восьмёрок победила, отняла у другой 2 и превратилась в 10. От обиженной осталось 6, значит ответ - 16!

Шаг пятый. На следующий день сначала не спеша, уже без нумикона, пользуясь только распечатанными примерами сложили все числа на 8, повторили сложение на 9. Ошибается, конечно, но смысл поняла, алгоритм проговаривает, и даже в некоторый простых примерах сразу называет ответ, без произнесения вслух промежуточных действий. 

Шаг шестой. Через денек-другой, потраченные на закрепление успеха в сложении чисел с 9 и 8, я по тому же алгоритму объяснила сложение на 7. Варя хорошо понимает, что 7+5= и 5+7= это один и тот же пример. Это не моя заслуга, а нумикона, но благодаря этому можно было исключить на этом этапе такие повторения и взять всего четыре примера: 7+4=, 7+5=, 7+6=, 7+7=. Алгоритм объяснений тот же, с поправкой, что 7, чтобы стать 10 нужно отнимать 3. 

Шаг седьмой. Решить примеры на 7 в уме. Если появляются затруднения - то можно проговорить алгоритм в уме, а если и это не помогает, то всегда можно посмотреть на нумиконе. После этого нужно перемешать все примеры (на 7,8,9) и порешать их в разброс. 

Шаг восьмой. Осталось объяснить два примера на 6. Алгоритм объяснений тот же. Только шестерка хочет стать десяткой и отнимает 4.

Шаг девятый. Складываем в уме все возможные варианты. Закрепляем. 

Шаг десятый. Тут пора добавить примеры, где первым идет меньшее слагаемое. Я объяснила, что обычно побеждает тот, кто больше, и большое число превращается в 10, а не меньшее.  Можно, конечно, превращать в 10 и 3, и 4, но я не вижу смысла. Возможно, когда Варя научится считать половчее, я ей объясню, что можно и так, а пока отрабатываем, что прошли. 

Я в наши привычные примеры счета в десятке (они у меня были разложены по 4 стопочкам по 20 примеров в каждой добавила еще и эти. Убрала простые примеры типа 6-6=, или на прибавление ноля, и разложила в стопки новые примеры и примеры типа 10+... Получилось в каждой стопке немного больше 20 примеров. но Варя не обратила внимания. Я не сказала о мотивации. Если Варя в течение дня не перерешала одну пачку примеров - то вечерний просмотр мультиков просто отменяется. Стимул работает не всегда, то есть, бывают вечера без мультиков, но обычно просит сама. 

И еще. Не подумайте, что Варя просто садится, и считает, хотя бывает и так. Обычно, при счете мы играем. Или устраиваем небольшое шоу, где за каждый правильный ответ Варя получает "приз" (какую-нибудь карточку), а если ошиблась, или воспользовалась нумиконом, то приз уходит к другому игроку (мне, кукле, брату). Или я качаю Варю на качели и за правильный ответ громко хвалю и раскачиваю, а если ошиблась, то не качаю. Или мы рассаживаем пару-тройку кукол и все считают по очереди, за правильные ответы забирают себе карточку с примером, а потом подсчитывают, кто победил.  И еще навык счета закрепляю через настольные игры. Например, те же "Десять поросят", или бродилки с двумя кубиками и т.д.