Глобальное чтение

Как мы занимаемся с Варей глобальным чтением.

Возможности ребенка не ограничены, если самой искусственно их не ограничивать...

Татьяна Зобова, мама девочки с синдромом Дауна


Как мы занимаемся глобальным чтением
Глобальное чтение
У моей Вари уже достаточно богатый словарный запас. Однако речь никак не появится, а то, что есть, речью не назовешь, это звуки, слоги, жесты. Учить читать обычным способом, то есть буквенно-слоговое чтение нам не подходит. Читать вообще не горит. Нам нет даже 2 с половиной лет. Но современные методические наработки в голос говорят, что когда у ребенка проблемы с речью, то обучение чтению может дать толчок в нужном направлении. 

На этом английском сайте изложена программа «Чтение и речь», предназначенная для обучения детей с синдромом Дауна.

http://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/

Там же выложены карточки и прочие материалы. Я уже писала, что узнала об этой методике из книги П.Л. Жияновой "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна." В этой книге первые шаги переведены, скачать можно здесь. Проблема в том, что русский и английский язык сильно отличаются, и те слова, которые по-английски звучат элементарно, по русски оказываются зачастую очень сложными. 

Карточки
Итак, как мы занимаемся глобальным чтением. На самом деле все похоже на фокус. Что-то невероятное. Мы печатаем два раза в неделю по 4 карточки. На листе А4. На одном листе картинки, на другом слова. Я их обычно вечером склеиваю. На картон приклеила с двух сторон, потом вырезала, и скотчем с двух сторон, потому что иначе краски потекут. Первая карточка была мама, папа, Варя и зайка (из них 3 слова она уже знала как пишутся). Потом Алеся, баба, деда и мяч.

Занятия
Утром, собираю Варю в сад, пока заплетаю, подсуну, чтобы руки у ребенка были заняты. Сначала раскладываю картинками вверх, смотрим. Спрашиваю, где что нарисовано. Где мяч? Где мишка? Где зайка? Варя показывает нужные картинки. Потом слова почитаем. Нашли, например зайку, я карточку переворачиваю и говорю: "Читай!". Конечно, Варя читать не умеет, по слогам, медленно, показывая своим пальцем буквы, прочитываю слово сама. Теперь раскладываю уже картинками вниз, прошу найти зайку, мишку, мяч. Она ищет, я медленно проговариваю слово, чтобы все звуки слышались. Если откроет не ту, сама видит, что ошиблась, я называю карточку, проговариваю слово, прочитываю опять медленно тыча в буквы. "Это не зайка, это мишка! Ми-ш-ка!" и снова кладу на то же место буквами вверх. Продолжаем искать зайку. Еще до начала этих занятий мы с ней играли в такую игру на внимание. Я переворачивала 4 какие-нибудь карточки (из обычных лото), предварительно с ней все рассмотрев и назвав. Она должна была угадать кто где лежит. Ее это действо всегда очень забавляло. Думаю, что угадывание слов с перевернутыми картинками показалось ей продолжением той увлекательной игры, поэтому она так активно включилась. Так как я положение карточек не меняю, вскоре все четыре правильно определяются. Пока заканчиваем.

После сада приходит - я словами вверх кладу, прошу угадать где какая лежит. Ошибается, но редко. Если ошиблась - я медленно читаю слово по слогам, показываю Варе каждую букву. Когда все найдет, перемешиваю и повторяем.

Первоначально слова запомнились. Теперь отрабатываем. Добавляю старые карточки, уже изученные. Прошу найти нужные слова. Это в фильме хорошо видно, где перед Варей лежит 6 карточек, она их переворачивает. Варя ищет из шести, но если ребенку сложно, то давать можно по четыре, или даже по две карточки за один раз. Если ошиблась - тактика та же, что и при запоминании.  Я же карточку, в которой она ошиблась, откладываю отдельно и подсовываю еще раз, чтобы закрепить. Так мы "кровать" недели две гоняли, ну никак она ее не могла выучить. То покажет, то забудет.



Лото

Мы сделали большие карты, формата А4. На них те же картинки, что и на карточках. Расположили на одной карте 9 штук. Думаю, что это много, лучше бы по шесть. К ним карточки с написанными словами, без картинок. Варя раскладывает надписи, закрывая ими нужные картинки. Обыграть можно, сказав, что слова потерялись, нужно на место положить. Я здесь не читаю, прошу Варю читать. Она когда пытается сказать слово, когда просто кладет карточку на нужное место. В идеале бы нужно с нее требовать произнесения, но я не настаиваю, потому что охота играть тут же отбивается.

 

Так за 3 месяца выучили уже больше 70 слов. У Вари очень хорошая память. Методики по глобальному чтению рекомендуют слов по 10 за месяц, но мой ребенок начинает скучать, отказывается работать, если не добавляются новые картинки.

 

Карточки я смотрю на английском сайте, но и добавляю другие, исходя из особенностей русского языка, выбирая легкие для произношения. Так появились вода, коза, вата, каша... Еще есть карточки с глаголами. Из двух карточек можно построить предложения, что мы и делаем. Варя купается. Мама купается. Деда ест. Зайка ест. и т.д.
Карточки можно скачать по этой ссылке.

Сайт английский я пока не полностью поняла, потому не все как у них, наверное, делаю. Что не сделала, а сейчас жалею - таблички, где отмечать как идет процесс обучения... Вот такие


Примечание. Варя знает отлично буквы, и когда ей говоришь прочитай, она пытается назвать изолированно именно буквы. Думаю, что это ей помогает при запоминании и при последующем поиске.



Эксперимент
(хочу разобраться как Варя слова запоминает)
Сделала 4 новые карточки. Нога, рука, ухо, коса. Нарочно короткие. Варя не видела картинок, не знала о чем речь на карточках, я ей выложила сразу словами вверх и медленно внятно читала, просила дать мне. Она все эти 4 слова нашла правильно. Она как-то по звукам ориентируется.
Положила рядом козу и косу (в куче с еще 4 карточками). Тоже не спутала, все правильно подала. Никак не пойму как она "читает". Стол и стул тоже безошибочно находит.

Комментарии  

 
#7 turist 08.10.2014 10:22
Дело в том, что логопед работала с ней со слогами. Это шло параллельно, я уже писала, что у нас все методики перемешались. И мы читали слоги отдельно и учили слова глобально. Варю это не путало, она воспринимала как есть.
Цитировать
 
 
#6 анна 07.10.2014 14:30
Понятно, Марина, спасибо.
на видео про логопеда Варя читает по слогам. Или я ошиблась?И тогда она читает как написано:"Во-да " "Мо-ло-ко" ? если мы сейчас "читаем " глобально не стоит пока по слогам читать некоторые слова, которые уже идут спонтанно?
Боюсь каши в голове или все уляжется само собой?
Аня,мама Добрыни
Цитировать
 
 
#5 turist 07.10.2014 10:09
Я читала как положено. Вада, дарога, то есть, как говорим. Она приняла как данность, что произношение и написание различаются и диктует себе да... да..., а пишет, как положено ДО.
Хотя, тоже раздумывала по этому поводу, не знала, как правильнее.
Цитировать
 
 
#4 анна 07.10.2014 01:11
Марина,здравствуйте!
Что-то у меня возникла путаница в голове:как учить
произношение одного и того же слова и его написание могут отличаться. "Ва-да" произносим, пишем "Во-да". Сейчас у нас этап когда мы из слогов, которые можем произнести "лепим" слова.
Все те же слоги "Ва" "Да", "У", "ХА". Говорим: "У-ха" пишем "У-хо" и т.д. Или нужно как на карточке написано так и произносить? То есть единственный вариант как при написании давать.
Анна, мама Добрыни, Красноярск
Цитировать
 
 
#3 Настя 28.04.2014 02:40
Марина, не могу загрузить программу "чтение и речь". Не осталось ли у вас материалов?
Цитировать
 
 
#2 turist 30.10.2013 07:36
Буквы мы к двум годам знали, я пыталась таким образом вызвать звуки, и слоги простые сливали, а потом уже занялись глобальным. Я понимаю, что смешала все методики в кучу, но зато и результат превзошел мои ожидания.

Здесь есть статья, как мы учили звуки и буквы.
Цитировать
 
 
#1 Светлана 29.10.2013 22:30
Здравствуйте!Ма рина, а вы просто картинки до глобального чтения просматривали, или же все началось с букв, а затем уже глобальное чтение?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить